28.08.2016

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВЫДВОРЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Моего доверителя, имеющего в России вид на жительство, выдворили из России за один малейший проступок без учета всех обстоятельств по делу. Конституционным Судом РФ 17 февраля 2016 г. принято Постановление № 5-П, согласно которому положения ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, предусматривающие административное выдворение за пределы России иностранных граждан, имеющих в РФ вид на жительство и зарегистрированных по месту жительства в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, за неисполнение требования п. 6 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о ежегодном уведомлении территориальных органов УФМС о подтверждении своего проживания в РФ, признаны  не соответствующими Конституции РФ.
В соответствии со ст. 80 ФКЗ от 21.07.94 г. № 1 «О Конституционном Суде РФ» в настоящее время в ГД  РФ внесен законопроект № 1134866-6 «О внесении изменений в КоАП РФ», из пояснительной записки к которому следует, что указанный законопроект  разработан  именно во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. № 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана".
Законопроектом предлагается в части 3 статьи 18.8 КоАП предусмотреть возможность отказа на усмотрение суда от назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, совершенные в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях. 
    
Альтернативное выдворение будет распространено не только на лиц, имеющих вид на жительства в РФ. 
Я напомню, в Постановлении № 5-П от 17.02.2016 г. КС РФ указал на конкретный круг лиц (иностранные граждане, имеющие в РФ вид на жительства) и на конкретное нарушение (не уведомление о постоянном проживании на территории РФ) за совершение которого законодатель должен исключить «безальтернативность» выдворения иностранных граждан. 
Однако, согласно внесенному законопроекту, исключается «безальтернативное» выдворение не только в отношении иностранных граждан, имеющих в России вид на жительство, но и в отношении иностранных граждан, имеющих различное положение в России: имеющих в России разрешение на временное проживание, проживающих в России на основании госпрограмм, в отношении работающих на основании патентов – то есть в отношении всех пребывающих временно и постоянно в России иностранных граждан.  
Кроме того, законопроектом значительно расширяется перечень нарушений, которые могут совершать иностранные граждане и не получать за такое нарушение пяти летний запрет на въезд в Российскую Федерацию. Если КС РФ в Постановлении от 17.02.2016 г. говорит только об одном составе административного правонарушения, законопроектом предусматривается альтернативность наказания за все административные правонарушения, предусмотренные ч. 1. ст. 18.8 КоАП РФ, совершенные  в городе федерального значения Москве или Санкт- Петербурге либо в Московской или Ленинградской области (например «проживание иностранного гражданина не по месту регистрации», «отсутствие при себе миграционной карты», «нахождение на территории, запрещенной для посещения иностранных граждан» и др.)
Особо хочется отметить, что в случае принятие законопроекта в данной редакции, суды общей юрисдикции, назначая административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ, будут обязаны мотивировать его применение, в противном случае будет допускаться нарушение норм процессуального права. 

В законопроекте, статьи КоАП РФ, касающиеся нарушений законодательства иностранными гражданами, по санкции будут различаться по степе тяжести.
Согласно внесенного законопроекта ст. 18.8 КоАП РФ дополняется ч. 3,1, согласно которой – «нарушение, предусмотренное частью 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт- Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации». Таким образом, безальтернативное выдворение согласно внесенному законопроекту будет применяться только лишь за конкретные административные правонарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт- Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, а именно:  отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. 
Только при наличии вышеуказанных составов административных правонарушений суды общей юрисдикции будут иметь возможность не мотивировать применение дополнительного наказания – административного выдворения за пределы РФ.
Однако, считаю, что суды не изменят своей практики и не будут применять столь суровую меру к иностранным гражданам, имеющим близких родственников граждан РФ, так, как и далее будут придерживаться разъяснений ВС РФ, данных в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»

Повторное нарушение за один год, не позволит судам не назначать дополнительное наказание в виде административного выдворения из РФ 
Следуя логике КС РФ законопроектом предусматривается дополнить 18.8 КоАП РФ ч. 5, согласно которой «повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 18.8 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации."

Обращаю внимание, опять же законопроектом предусмотрено более либеральное изменение законодательства, чем указал КС РФ. КС РФ указал, что не конституционно обязательность выдворения, в случае, если иностранный гражданин «ошибся» однократно. В законопроекте же имеется оговорка «в течение года», следовательно, в буквальном толковании такая трактовка означает, что если иностранным гражданином совершено административное правонарушение повторно через полтора (например) года, «без альтернативности» уже нет, и суды опять же имеют возможность не применять столь суровую меру наказания.  

По вопросу запрета на въезд с полной статьей возможно ознакомиться здесь.
По вопросу выдворения иностранных граждан за пределы РФ с полной статьей можно ознакомиться здесь.  

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий