08.02.2015

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВС РФ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСАГО

Пленум ВС РФ принял постановление (от 29.01.2015 г. № 2) «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственность владельцев транспортных средств. Цель - обеспечить единство практики применения судами законодательства, регулирующего отношения в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В документе приводится толкование положений к закону об ОСАГО, принятых Госдумой летом прошлого года. Рассмотрим их более подробно.

По поводу определения подсудности спора, судам рекомендуется руководствоваться общими правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ. Так, например, дела по имущественным спорам  при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей на день подачи заявления, подсудны мировому судье (пункт 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ); дела по имущественным спорам при цене иска, превышающей пятьдесят тысяч рублей на день подачи заявления, а также дела по искам, не подлежащим оценке (например, о нарушении права потребителя на достоверную информацию), подсудны районному суду (статья 24 ГПК РФ). Если одновременно с требованием имущественного характера, заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда, такие дела подсудны мировому судье. Если при предъявлении встречного иска новые требования подсудны районному суду, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд (часть 3 статьи 23 ГПК РФ).

Дела по спорам, возникающим из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению арбитражным судом.

В постановлении даны разъяснения по поводу обязательного досудебного урегулирования спора. Суд правомерно может оставить дело без движения, если участниками спора не было проведено досудебное урегулирование спора. По мнению законодателей, данная мера должна значительно уменьшить число обращений в суд. В то же время в постановлении уточняется, что «положения об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО, подлежат применению, если страховой случай имел место после 1 сентября 2014 года».

        

В данном документе упоминается о времени подачи претензии. Так, согласно постановлению, «потерпевший вправе подать претензию со дня, когда узнал или должен был узнать об отказе страховщика от выплаты страхового возмещения или о выплате его страховщиком не в полном объеме, либо со дня, следующего за днем истечения двадцатидневного срока, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня подачи заявления о страховой выплате с представлением всех необходимых документов для принятия решения страховщиком (пункт 21 статьи 12 Закона об ОСАГО)».

Обращено внимание судов на исчисление сроков исковой давности по спорам, возникающим из правоотношений по обязательному страхованию риска гражданской ответственности. Исковая давность составляет 3 года, «исчисляется со дня, когда потерпевший (выгодоприобретатель) узнал или должен был узнать об отказе страховщика в выплате страхового возмещения или о выплате его страховщиком не в полном объеме, либо со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения». В случае перемены лиц в обязательстве (суброгация, уступка права требования) по требованиям, которые новый кредитор имеет к лицу, ответственному за убытки, причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия, не влечет за собой изменения течения общего (трехгодичного) срока исковой давности и порядка его исчисления (статья 201 ГК РФ). Основания для перерыва течения срока исковой давности - признание страховщиком претензии, частичная выплата страхового возмещения и/или неустойки, финансовой санкции (статья 203 ГК РФ).

Многое в тексте постановления сказано о договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В частности, напоминается, что договор является публичным, заключается на законных условиях; договор не распространяется на страховые случаи, произошедшие на территории иностранного государства. При смене владельца транспортного средства, новый владелец должен заключить договор обязательного страхования своей гражданской ответственности. В Постановлении упоминается понятие страховой случай – «это наступившее событие, в результате которого возникает гражданская ответственность страхователя и иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования за причинение вреда жизни, здоровью и/или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства». Сразу же за ним следует понятие «использование транспортного средства»: следует понимать «не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства (буксировка, стоянка, парковка, остановка и т.д.)». То есть, страховой случай распространится не только в период перемещения транспортного средства.

В постановление даны комментарии к случаю, когда сотруднику полиции невозможно установить вину застрахованного лица. Согласно тексту постановления, в таком случае, «страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба». Если кто-то из участников спора не согласен, то он имеет право обратиться в суд с иском о взыскания страхового возмещения  в недостающей части.

В постановлении ВС РФ есть положение, которое теперь позволяет взыскивать со страховщиков ОСАГО по суду возмещения за поврежденные в ДТП грузы, дорожные знаки, ограждения и другие объекты транспортной инфраструктуры. В законе об ОСАГО в структуре выплат заложен только имущественный ущерб и ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП. А так же подлежит возмещения утраченная товарная стоимость. Она подлежит возмещению и в «случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования».

Изменился и размер страховой суммы. Если размер страховой суммы, установленный Законом об ОСАГО, применяется к договорам, заключенным начиная с 1 октября 2014 и предельный размер страховых выплат потерпевшим составляет на одного потерпевшего 120 000 рублей, при причинении вреда нескольким лицам - 160 000 рублей, то, следует учитывать, что по договорам, заключенным начиная с 1 апреля 2015 года, размер страховой суммы при причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего составит 500 000 рублей.

Обращаю внимание на то, что с 17 октября 2014 года размер страхового возмещения определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 432-П (далее - Методика).

Теперь потерпевшего может выбрать способ возмещение вреда, причиненному транспортному средству. Это может быть организация и оплата восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, либо путем получения суммы страховой выплаты в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.

Упрощенный порядок оформления дорожно-транспортного происшествия имеет место быть, если хотя бы у одного участника дорожно-транспортного происшествия договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключен до 2 августа 2014 года и действуют до 30 сентября 2019 года включительно. Тогда дорожно-транспортное происшествие может быть оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, но при условии, что размер ущерба по оценке участников дорожно-транспортного происшествия не превышает 25 000 рублей. И нужно знать, что суд не удовлетворит иск потерпевшего к страховщику  или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты. Исключением является - признанное судом недействительным соглашение участников дорожно-транспортного происшествия, оформленное без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

В Постановлении предусмотрены меры ответственности страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения. Согласно тексту постановления, «размер финансовой санкции за несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате определяется в размере 0,05 процента за каждый день просрочки от предельной страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему»; в свою очередь, «размер неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуральной форме определяется в размере 1 процента за каждый день просрочки от суммы страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему по конкретному страховому случаю, за вычетом сумм, выплаченных страховой компанией в добровольном порядке в сроки, установленные статьей 12 Закона об ОСАГО (абзац второй пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Строгость проявлена в постановлении ВС РФ и к получателям выплат в рамках ОСАГО. Документ содержит нормы, стимулирующие добросовестных водителей. К примеру, там содержится норма, которая предусматривает следующее: «Если одна из сторон для получения преимуществ при реализации прав и обязанностей, возникающих из договора обязательного страхования, действует недобросовестно, то в удовлетворении исковых требований этой стороны может быть отказано», и соответственно, «при установлении факта злоупотребления потерпевшим правом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании со страховщика неустойки, финансовой санкции, штрафа, а также о компенсации морального вреда», - говорится в документе ВС РФ.

Кроме того, по решению Верховного суда «страховая организация вправе отказать в страховой выплате и не принять в качестве достаточных документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные без уполномоченных сотрудников полиции, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и/или проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования».

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий