13.06.2017

Виза временно проживающего лица (Постановление КС РФ от 16.02.2016 г. № 4-П по делу Увангуе Х.Э.)

Совсем недавно в законодательстве Российской Федерации, регулирующим вопросы порядка въезда и выезда на территорию РФ, появились изменения, в частности, появился новый вид визы – виза временно проживающего лица.

Такие изменения в законодательстве были обусловлены принятием Конституционным Судом РФ Постановления, которым отдельные нормы законодательства РФ были признаны неконституционными в том истолковании, которое придается им правоприменительной практикой.

Однако, все по порядку.

16 февраля 2016 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе, который прибыл на территорию России по действительной обыкновенной визе. В период пребывания на территории РФ он получил разрешение на временное пребывание, о чем было принято соответствующее решение Управлением Федеральной миграционной службы по Московской области. При выезде с территории РФ сотрудником пограничной службы было обнаружено, что срок обыкновенной визы, по которой Х.Э. Увангуе въезжал на территорию РФ, истек, на основании чего, им был вынесено постановление, которым гражданин Нигерии был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, а именно нарушением иностранным гражданином правил пересечения Государственной границы РФ.

Таким образом, заявителем обжаловались ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, ст. 11 Закона РФ «О Государственной границе РФ» и ст. 24 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в той мере, в какой они позволяют привлечь иностранного гражданина, имеющего разрешение на временное проживание в РФ и выезжающего за пределы РФ, к административной ответственности из-за отсутствия у него действующей визы.

Рассматривая жалобу, Конституционный Суд РФ указал, что каждый человек свободен покидать любую страну, в том числе свою собственную. При этом, несмотря на то что выезд за пределы РФ является свободным, применительно к иностранным гражданам такой выезд тесно связан с такими институтами как въезд и пребывание на территории РФ. Так как въезд и пребывание иностранного гражданина в РФ обусловлен наличием визового или иного разрешения, то при пересечении границы РФ основанием для пропуска такого лица является наличие действительным документов на право въезда в РФ и выезда из нее. Действующее законодательство должно определять правила перемещения через границу разных категорий лиц таким образом, чтобы оно исключало двусмысленность в правовом положении лиц, которые связаны данной обязанностью.

По общему правилу, иностранный гражданин (лицо без гражданства) при выезде с территории РФ должны иметь не только действительный документ, удостоверяющий их личность, но и предъявлять визу. Исключение – наличие международного договора о безвизовом режиме, и лица, имеющие вид на жительство в РФ. Как видно, термин действительный, исходя из буквального толкования нормы закона, относится к документу, удостоверяющему личность, но не к визе. Следовательно, это правило не ставит право выезда иностранного гражданина из РФ в непосредственную действительность от визовых разрешений. Ограничение права иностранных граждан на выезд из РФ на том основании, что у такого лица просрочена виза, означало бы необоснованное удержание их на территории РФ.

Исходя из ч. 3 ст. 25.1 ФЗ «О порядке выезда из РФ…», виза представляет собой разрешение иностранному гражданину не только на въезд, но и на пребывание на территории РФ, то так как при осуществлении выезда из территории РФ въезд в РФ уже состоялся, и он был законным, то это обуславливает и законность выезда за пределы РФ.

Как указывает Конституционный Суд РФ, общее требование о предъявлении визы при выезде из РФ само по себе не может считаться конституционно безосновательным и чрезм6гым ограничением прав иностранных граждан, поскольку виза включает в себя разрешение на въезд и нахождение в РФ, а проверка законности того и другого относится к мерам, установленным в защиту конституционных ценностей.

Однако так как иностранные граждане (лица без гражданства) могут находится в РФ не только по визе, но и п другим основаниям, например, по разрешению на временное проживание, то сама выдача такого разрешения уже является подтверждением не только законности нахождения на территории РФ иностранного гражданина, но и его въезда.

Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ, если лицо осуществило въезда на территорию РФ по действующей визе, а впоследствии получила разрешение на временное проживание и приступило к его реализации, то учитывая разные сроки действия визы и РВП, то предполагается, что РВП в течение срока, превышающего срок действия визы, не только не отменяет законность уже состоявшегося по визе въезда, но и изменяет (продлевает) обусловленное визой время законного нахождения на территории РФ. Повторное подтверждение законности нахождения такого лица на территории РФ было бы неоправданным и чрезмерным правообременением.

Конституционный Суд РФ дал указания федеральному законодателю привести действующее законодательство в соответствии с позицией КС по указанному вопросу, что и было сделано. Так, 7 июня 2016 г. начал действовать федеральный закон, которым были внесены соответствующие изменения в действующее законодательство.

Так, теперь лицу, который въезжает на территорию РФ для получения разрешения на временное проживание, выдается обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения разрешения на временное проживание в РФ сроком действия до 4 месяца и при наличии решения о выдаче этим иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Так же теперь при выдаче разрешения на временное проживание такому лицу будет одновременно выдаваться виза временно проживающего лица с таким же сроком действия, как и разрешение на временное проживание.

Если у Вас имеются вопросы по данной теме, Вы можете связаться со мной по телефону 8-925-001-18-72 (миграционный адвокат)

 

 

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий