04.02.2017

Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ

Иностранный гражданин и лицо без гражданства имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, однако это право не абсолютное и имеет ряд ограничений, одним из которых является обязанность регистрироваться по месту пребывания (временная регистрация) или месту проживания (постоянная регистрация).

Если иностранное лицо приезжает на территорию РФ для осуществления трудовой деятельности, то обязанность поставить указанных лиц на миграционный учет возлагается на работодателя как на принимающую сторону, то есть именно работодатель должен направить в территориальный орган Министерства внутренних дел уведомление о прибытии иностранного лица. В таком уведомлении работодатель помимо всего прочего указывает адрес места пребывания, по которому предполагается проживание указанного лица.

Мы ранее  писали о том, что по букве закона, каждый временно пребывающий на территории РФ иностранец должен проживать по тому адресу, который указан в учетных документах как место его пребывания. Если же уполномоченным органом будет установлено, что иностранное лицо проживает не по месту пребывания, то такой гражданин будет привлечен к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ, а работодатель, в свою очередь, - по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, поскольку указал ложные сведения в уведомлении.

В сегодняшней статье хотелось бы разобраться со сроком привлечения работодателя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, а именно представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

По общему правилу, лицо может быть привлечено к административной ответственности в течении 2 месяцев (если дело об административном правонарушении рассматривается судом, то в течение 3 месяцев) со дня совершения правонарушения.

Однако КоАП РФ содержит ряд исключений, срок привлечения по которым может быть более продолжительным. Таким исключением является нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников). За такие правонарушения давность привлечения к административной ответственности составляет 1 (один) год.

Вопрос возникает следующий: каков срок привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ? Один год или 2 месяца?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, мы обнаружили интересную практику Верховного Суда РФ, в которой нашли ответ на вышеуказанных вопрос. Суть спора сводилась к тому, что миграционная служба привлекла работодателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, однако суды отменили указанное постановление, посчитав, что орган пропустил двухмесячный срок (к тому моменту уже прошло 8 месяцев). Миграционная служба дошла до Верховного Суда, ссылаясь на то, что в таких спорах применим годичный срок привлечения к ответственности.

Суды нижестоящих инстанций посчитали, что под такое исключение как нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников)) подпадают только те правонарушения, которые перечислены в статьях 18.8, 18.9, 18.11, 18.15, 18.16 КоАП РФ. Статья же 19.27 КоАП РФ содержится в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления», объектом посягательства по которым являются отношения в сфере порядка управления, а не иммиграционные правила.  Соответственно, эту статью нельзя отнести к вышеуказанному исключению, а значит, срок привлечения – 2 месяца.

Однако Верховный Суд не разделил эту позицию с нижестоящими судами, указав при этом следующее: миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и осуществляется в том числе, в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан. Соответственно, представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине является нарушением иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а потому подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Однако миграционной службе так и не удалось отменить решения нижестоящих судов и привлечь работодателя к административной ответственности, поскольку КоАП РФ содержит такое условие, что нельзя изменить вступившие в законную силу решения нижестоящих судов (а оно к тому времени уже вступило в силу), если это ухудшит положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Соответственно, так как судами были допущены нарушения при определении срока привлечения к ответственности, однако ухудшать состояние лица, в отношении которого вынесены указанные решения, нельзя, соответственно работодатель так и остался непривлеченным к ответственности за административное правонарушение, которое он допустил.

Если у Вас имеются вопросы на данную тему, Вы можете связаться со мной по телефону: 8-925-001-18-72 (миграционный адвокат)

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий