19.01.2017

Право на образование и ответственность образовательных учреждений по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ

С интересным случаем пришлось столкнуться одному из судов РФ, Средняя общеобразовательная школа  была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, а именно за оказание образовательных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.

Дело обстояло следующим образом: средняя общеобразовательная школа в 2003 г. приняла на обучение несовершеннолетнего ребенка, заключив договор с его родителями, свидетельство о рождении которого было выдано в Армении. В 2014 г. на момент проведения проверки указанный ребенок отучился в школе уже 10 лет. Выявив отсутствие у родителей и ребенка документов, подтверждающих законность пребывания в РФ, а также факт оказания образовательных услуг иностранному гражданину,  в отношении школы было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном  ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.

Суды (суд первой инстанции, апелляционная и кассационные инстанции)  признавая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, исходил из следующего:

Образование является неотъемлемой частью любого государства, за каждым человеком признается право на образование как на возможность наиболее полно развить свою человеческую личность. Конституция РФ закрепляет такое право человека, гарантируя каждому бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

Указанное конституционное право становилось предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, который в одном из своих Постановлений указал, что государство должно обеспечивать право каждого на образование на основе конституционного принципа юридического равенства, что означает, что каждый ребенок независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, происхождения имеет равную с другими возможность развития своей личности.

Конституция РФ, а также Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными правами с гражданами РФ, в том числе правом на получение образования.

Также Судом было указано на Соглашение о сотрудничестве в области образования, заключенное между Российской Федерацией и Республикой Армения и на Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, в которых установлена обязанность сторон создать необходимые условия для граждан обеих стран в получении образования в образовательных учреждениях договаривающихся сторон.

Особе внимание суд обратил на тот факт, что образовательное учреждение при приеме несовершеннолетнего ребенка в школу может истребовать у родителей строго ограниченный пакет документов – это личное заявление родителя, паспорт родителя, нотариально заверенная копия документа, подтверждающего родство заявителя с ребенком, а также документ, подтверждающий право заявителя (то есть родителя) на пребывание в РФ. Таким образом, на учреждение не было возложено обязанности истребовать какие-либо дополнительные документы, которые подтверждали бы гражданство ребенка, и тем более не было оснований для отказа в приеме в образовательное учреждение.

Как видим, суд встал на защиту конституционного права человека на образование, которое предоставляется и гарантируется государством каждому человеку независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии и т.д.

Однако право на образование не является ничем неограниченным правом, в рассматриваемой ситуации суд, признав постановление о привлечении к административной ответственности школы незаконным, в основу свою положил не только высокопарные тезисы о праве на образование, о создании условий для развития личности и т.д., но и недоказанность миграционной службой таких фактов, как наличие у несовершеннолетнего ребенка гражданства Армении, виновность ребенка ( к тому времени он уже достиг возраста административной ответственности) во вменяемом ему деянии по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. Помимо этого, судами был учтен тот факт, что при заключении договора со школой родителями вместе с личным заявлением был представлен паспорт СССР, который, по сути, представлял им право законно находится на территории РФ.

Как видно из рассматриваемой ситуации, суд при решении такого рода споров защищает не только право человека на получение образования, но и государственный суверенитет, выраженный в соблюдении иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории РФ, и только в том случае если факт незаконности пребывания на территории РФ не будет доказан в суде, только тогда суд встанет на защиту права на образование.

В такого рода делах суд особое внимание уделяет выяснению вопроса о наличии или отсутствии соглашений, действующих между Российской Федерацией и государством, гражданином которого является иностранное лицо, которые регулировали бы вопросы получения образования гражданами договаривающихся сторон.

Из проанализированного судебного спора можно сделать следующие выводы:

1) Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют активные действия лица, которые способствовали незаконному пребыванию иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ;

2) Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, характеризуется наличием прямого умысла, то есть когда лицо знало или должно было в силу своих должностных обязанностей знать, что нарушает закон;

3) Право на образование основано на принципе юридического равенства;

4) На решение суда оказывают существенное влияние такие обстоятельства, как гражданство лица, которому ответчик оказал образовательную услугу; доказанность вины такого лица в совершении деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

5) Закон не возлагает на образовательное учреждение обязанности истребовать у родителей документы ребенка, которые подтверждали бы гражданство несовершеннолетнего;

6) Закон обязует образовательные учреждения требовать от родителя предоставления документа, подтверждающего законность нахождения такого родителя на территории РФ (паспорт, вид на жительство, разрешение на временное пребывание и т.д.)

Если Вы оказались в подобной ситуации и Вам необходима юридическая помощь, Вы можете обратиться ко мне (миграционный адвокат), позвонив по следующему номеру, - 8-925-001-18-72.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий