СНОС ПЯТИЭТАЖЕК В МОСКВЕ

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации – городе федерального значения Москве». И сути законопроекта видно, что его хотят принять быстро, вопрос переселения из пятиэтажек должен решаться быстро, проживающим в сносимых пятиэтажках будут предоставлять для переселения лишь один вариант переселения, решения судов о выселении будут вступать в законную силу немедленно.

Самый главный вопрос, волнующий граждан, это вопрос о характеристиках и месте нахождении жилого помещения, куда будут переселять граждан, проживающих в пятиэтажках.

1.Переселение граждан, не стоящих на очереди на улучшение жилищных условий.

Согласно законопроекту, равнозначное жилое помещение должно быть расположено в районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, включенный в решение о реновации, либо в районах города Москвы, прилегающих к указанному району и находящихся в том же административном округе города Москвы (далее - район проживания).   Согласно Законопроекта, равнозначное жилое помещения может быть предоставлено не в районе проживания, если: сносимый дом расположен в Центральном, Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах г. Москвы, в данном случае жилое помещение предоставляется в границах административного округа, в котором расположен сносимый дом. Также жилое помещения может быть предоставлено вне района проживания в случае наличия письменного согласия гражданина.

Хотелось бы обратить внимание, что в данном случае не понятна конструкция предлагаемой нормы, то есть не указано конкретно, должны ли соблюдаться оба условия либо достаточно одного условия для возможности исполнительного органа предоставить жилое помещение гражданину вне района проживания. Если достаточно одного условия, в данном случае переселение на основании письменного согласия граждан вне района проживания возможен и за пределы административного округа Москвы.

Кроме того, двусмысленно возможно толковать понятие «район проживания», согласно буквального толкования район проживания, это район, в котором находится сносимый дом и прилегающие к нему районы, но в пределах административного округа. Однако, анализируя статью в целом, можно понять, что понятие район проживания – район, в котором расположен сносимый дом, соответственно переселение граждан в иные районы (в том числе и прилегающие) возможно только в порядке исключения.

Считаю, что в случае принятия законопроекта в такой редакции, граждан, проживающих в сносимых домах, будут переселять в пределах административного округа, поэтому для недопущения нарушения прав граждан норма нуждается в конкретизации. 

Также следует отметить, что Законопроектом не предусмотрена какая-либо оценка жилого помещения при его сносе, на мой взгляд, необходимая при определении равнозначности жилых помещений, а также не предусмотрена процедура выкупа жилых помещений по рыночной цене. Всем известный факт, что рыночная стоимость квартиры в «сталинке» гораздо больше, чем в панельном доме. Кроме того, стоимость квартир в разных районах Москвы (даже в пределах одного административного округа) разница, может отличаться в несколько раз.

 

Законопроектом предусматривается следующий порядок предоставления жилого помещения: уполномоченный орган г. Москвы направляет собственнику (либо лицам, проживающим на основании договора социального найма) письменное предложение о предоставлении равнозначного жилого помещения с приложением проекта договора о переходе права собственности на жилое помещение (либо проект договора социального найма). У гражданина, проживаемого в сносимом доме, есть в распоряжении 60 дней на подписание указанного договора. Обращаю внимание, что 60 дней начинают течь не с момента получения предложения, а с момента его направления уполномоченным органом. Если в указанное время договор не подписан, вопрос решается в судебном порядке.

Особо заинтересовало следующее положение законопроекта: в случае удовлетворения судом требований уполномоченного органа об освобождении жилого помещения (и иных связанных с ним) – решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть оспорено только в части равнозначности предоставляемого помещения. Однако, ст. 211 ГПК РФ предусматривает закрытый перечень категорий дел, по которым решения суда подлежат немедленному исполнению. По иным категориям дел суд имеет право обратить решение суда к немедленному исполнению по просьбе сторон  с учетом обстоятельств дела. Считаю, что для немедленного исполнения решений судов по данной категории дел, необходимы изменения и в ГПК РФ. Ограничение предмета обжалования решения суда, на мой взгляд, будет противоречить как действующему законодательству, так и Конституции РФ.

Также согласно законопроекту, обжалование в судебном порядке распорядительного документа исполнительного органа не должно быть препятствием к рассмотрению судом вопросов о выселении, освобождении и т.д. Однако, согласно ст. 215 ГПК РФ суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, а также дела об административном правонарушении. В связи с этим, положения законопроекта могут пойти в противоречие с нормой ГПК РФ.

 

2. Порядок предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при предоставлении жилого помещения одновременно, вне очереди, улучшаются жилищные условия, в порядке и при соблюдении условий, установленных законодательством г. Москвы. По буквальному толкованию указанной нормы, на указанную процедуру распространяет свое действие Закон г. Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещение». Соответственно, как того требует законодательство, гражданам, состоящим на жилищном учете, должно быть предложено три варианта жилых помещений, а не одно, как предлагается в законопроекте. В случае судебного спора, решение суда не должно подлежать немедленными исполнению, в противном случае, будут нарушаться права граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также, в случае распространения порядка предоставления жилого помещения гражданам, состоящим на жилищном учете Закона г. Москвы № 29, у исполнительного органа будет отсутствовать обязанность переселения граждан в район их проживания. Впрочем, у граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеется возможность отказаться от улучшения жилищных условий, оставшись на жилищном учете.

 

3. Порядок предоставления помещений, собственникам нежилых помещений.

Согласно законопроекту, собственнику нежилого помещения предлагается равнозначное нежилое помещение, находящееся в собственности г. Москвы. Равнозначность касательно нежилых помещений: нежилое помещение, расположенное на территории г. Москвы, площадь которого не меньше освобождаемой площади. Таким образом, имеется большая вероятность из собственника нежилого помещения, расположенного в Центральном округе Москвы, превратится в собственника нежилого помещения, например, в Восточном административном округе, такая форма компенсации как выплата рыночной стоимости законопроектом не предусмотрена.

 Согласно буквальному толкованию законопроекта, на порядок предоставления нежилых помещений не должны распространятся положения о немедленном вступлении в силу решения суда, а также запрет приостановления производства по гражданскому делу в случае оспаривания распорядительного документа уполномоченного органа в суде.

 

В настоящее время порядок переселения граждан в связи со сносом жилых домов установлен Законом г. Москвы от 31.05.2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в г. Москве». И, следует сказать, что порядок, установленный действующим законом, в значительной степени более гарантирует соблюдение жилищных прав граждан. Во-первых, в настоящее время предоставляется три варианта жилого помещения, возможен выкуп жилого помещения со стороны государства по рыночной цене, а также возможно добиваться соблюдения жилищных прав в суде.

 

Анализируя указанный законопроект можно сделать следующий вывод: действительно, на первый взгляд, гарантий жилищных прав граждан при реновации жилищного фонда в Москве становиться больше, как это анонсируется в СМИ, однако целый  ряд положений законопроекта не являются конкретными, что на практике позволит органам г. Москвы в законном порядке нарушить жилищные права граждан.  

Считаю, что гражданин, проживающий в конкретном районе г. Москвы должен при переселении получить квартиру в этом же районе Москвы по рыночной стоимости аналогичной, что и в сносимом доме.

 

Если у Вас есть вопросы по данной теме (снос пятиэтажек Москва), Вы можете связаться с мной по телефону: 8-925-001-18-72 (Москва, снос пятиэтажек адвокат), либо оставить свой вопрос здесь. Также с моими статьями по данной теме, можно ознакомиться в новой адвокатской газете.