Как определить размер субсидии для приобретения или строительства жилых помещений в г. Москва 

Количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий значительно возрастает каждый год. Поэтому, вопрос, касающийся улучшения жилищных условий таким способом, как предоставлении субсидии, является острым и актуальным на сегодняшний день. К сожалению, практика показывает, что многим гражданам приходится разрешать данный вопрос в судебном порядке из-за нарушения законодательства и неправильного расчета субсидии. В частности, особо распространена проблема учитывания (при предоставлении субсидии) лиц, не состоящих на учете по улучшению жилищных условий с данной семьей, но являющихся их родственниками.

Итак, жителям г. Москвы, для того, чтобы верно рассчитать субсидию для приобретения или строительства жилых помещений, необходимо обратиться к Закону г. Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (Далее-Закон).

В частности, п.5 ст. 31 Закона определяет размеры субсидии исходя из размера площади жилого помещения:

1) 18 квадратных метров на одного гражданина;

2) 36 квадратных метров на одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении гражданина или единственного гражданина, состоящего на учете, проживающего в составе семьи в жилом помещении;

3) 50 квадратных метров на двух граждан;

4) 70 квадратных метров на трех граждан;

5) 85 квадратных метров на четырех граждан;

6) по 18 квадратных метров на пятерых и более граждан.

Например, если на учете по улучшению жилищных условий состоят 6 граждан, то, соответственно, размер субсидии будет определяться исходя из следующей формулы: количество граждан (6) х количество кв.м (исходя из п.5 ст. 31 Закона) 18 кв.м) = 108 кв.м.

Но! Если мы обратимся к п.6 ст. 31 Закона, то увидим, что при определении размера субсидии, учитывается следующее:

Во-первых, размер площади жилого помещения, в отношении которого, граждане, состоящие на учете в улучшении жилищных условий, обладают самостоятельным правом пользования;

Во-вторых, гражданско-правовые сделки, которые были совершены данными гражданами в отношении этого имущества.

Таким образом, если приведенная площадь жилого помещения, в отношении которого, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обладают правом бессрочного владения и пользования по договору социального найма, составляет 55 кв.м, то окончательный размер субсидии будет рассчитываться следующим образом: 108 кв.м – 55 кв.м = 53 кв.м

Из содержания п.1 ст. 9 Закона во взаимосвязи с п.2 ст. 1 Закона следует, что при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения всех членов его семьи учитываются только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.

Таким образом, из вышесказанного следует, что основанием предоставления жилого помещения является постановка лиц на жилищный учет. Соответственно, при учете обеспеченностью лиц жилыми помещениями, не учитываются те члены семьи, которые на жилищном учете не состоят.

Однако, на практике встречаются случаи, когда при определении размера субсидии незаконно учитываются те лица, которые не претендуют на улучшение жилищных условий и на жилищном учете не состоят. Соответственно, учет таких лиц при определении размера субсидии противоречит п.1 ст. 31 Закона, в соответствии с которой на приобретение жилых помещений с использованием субсидий имеют право граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

К тому же, стоит акцентировать внимание на том, что гражданам, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями, а также многодетным семьям, состоящим на учете и имеющим трех и более несовершеннолетних детей, по их желанию может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения.

Также, немаловажное значение при определении субсидии имеет количество полных лет, прошедших после постановки на учет.

Например, для граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и состоящих на учете более 10 лет процент от нормативной стоимости жилого помещения будет составлять 70%. А для граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года,  состоящих на учете более 5 лет и участвующим в накопительных системах в рамках первого этапа Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-2005 годы расчет размера субсидии осуществляется с использованием повышающего коэффициента 1,29 и процент от нормативной стоимости жилого помещения будет составлять 70%.

Если у Вас имеются вопросы по данной теме, Вы можете связаться со мной по телефону: 8-925-001-18-72, либо оставить свой вопрос здесь. С более полной информацией об юридической помомщи в спорах с ДГИ г. Москвы можно ознакомиться здесь: жилищные споры.