ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО 18.15 КоАП РФ

Статья 18.15 КоАП РФ содержит следующие составы административных правонарушений: привлечение на работу иностранных граждан при отсутствии у иностранных граждан патента на осуществление трудовой деятельности, либо разрешения на работу, если такие требуются в соответствии с действующим законодательством; привлечение иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности не по профессии, указанной в разрешении на работу, патенте; не уведомление либо нарушение порядка уведомления органа, ведающего вопросами миграции о заключении, прекращении трудового договора с иностранным гражданином.

Ч. 4 указанной статьи предусматривает административную ответственность за вышеуказанные деяния, совершенные в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области.  Наказание согласно указанной статье для юридических лиц – штраф, размер которого нельзя назвать незначительным, либо приостановление деятельности юридического лица.

Самые распространенные нарушения по ст. 18.15 КоАП РФ:

  • Работа без патента, разрешения на работу (то есть в организации осуществляет трудовую деятельность иностранный гражданин, не получив при этом патент на работу);
  • Патент на работу выдан иностранному гражданину в другом регионе (например, иностранный гражданин, осуществляет трудовую деятельность в Москве, а патент ему выдан органом миграции по Московской области;
  • Работа по профессии, не указанной в патенте (в данный момент встречается редко, так как в настоящее время в патенте не указывается профессия);
  • Не уведомление органа, ведающего вопросами миграции о заключении, прекращении действия договора, заключенного с иностранным гражданином;
  • Уведомление органа миграции о заключении, прекращении трудового договора, заключенного с иностранным гражданином в нарушение срока уведомления (3 рабочий дня с даты заключения договора, прекращения действия договора).

Как избежать наказания по ст. 18.15 КоАП РФ?

Во-первых, напишу самые распространенные ошибки судов при признании виновными юридических лиц по ст. 18.15 КоАП РФ:

  1. Патент иностранному гражданину был выдан, однако о выданном патенте не имелись сведения в ЦБДУИГ, в данном случае необходимо направить адвокатский запрос в орган миграции, для подтверждения выдачи патента;
  2. Иностранному гражданину, осуществлявшему деятельность в организации, в соответствии с международными договорами не требовалось получение патента. В соответствии с ч.1 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.  В Евразийский экономический союз входят Россия,  Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения.
  3. В орган миграции было направлено уведомление о заключении трудового договора посредством почтового направления, однако в орган миграции по неизвестной причине оно не поступило.

Самые распространенные процессуальные нарушения, допускаемые судами при рассмотрении дел о привлечении к ответственности организаций пост. 18.15 КоАП РФ:

  • Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности не был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении, согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения;
  • Адрес, указанный в распоряжении о проведении проверки, и адрес, на котором были обнаружены иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность не совпадают;
  • В суд предоставлены доказательства, что иностранные граждане осуществляли трудовую деятельность не в организации, привлекаемой к административной ответственности, а в иной субподрядной организации;
  • Постановление суда о привлечении к административной ответственности юридического лица не подписано судьей;
  • Срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения -  не уведомление о прекращении трудового договора с иностранным гражданином истек, так как он начинает точь по прошествии трех рабочих дней с момента расторжения договора.

Срок привлечения к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ составляет один год, при длительности рассмотрения казанной категории дел об административной ответственности значительное их количество прекращается по основанию – истечение срока привлечения к административной ответственности.

Памятка работодателю, привлекая иностранных граждан к трудовой деятельности необходимо:

  • Выяснить необходим ли патент указанному иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ;
  • Если необходим, то убедиться, что принимаемый на работу иностранный гражданин получил патент на осуществление трудовой деятельности;
  • При заключении трудового договора с иностранным гражданином, необходимо уведомление о заключении трудового договора и копию трудового договора в течение трех рабочих дней со дня заключения договора предоставить в орган, ведающий вопросами миграции;
  • При прекращении трудового договора, заключенного с иностранным гражданином информацию об этом направить также в миграционный орган.

Если у Вас имеются вопросы по данной теме, если Вам необходима юридическая помощь – представление интересов в деле об административном правонарушении, Вы можете связаться со мной по телефону: 8-925-001-18-72 (миграционный адвокат), либо оставить свой вопрос здесь