Отказ в назначении пенсии


Вопрос о назначении пенсии, на мой взгляд, является одним из самых важных, требующих пристального внимания.

Пенсия назначается как по достижении пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины 60 лет), так и досрочно, при достижении необходимых условий (стажа), указанных в законе.

В настоящее время пенсионный вопрос регулируется следующими законами: ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях», ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». И так, если Вы достигли пенсионного возраста за назначением пенсии необходимо обращаться в Управление Пенсионного фонда по месту Вашего жительства. Если у Вас имеется необходимый специальный стаж для назначение страховой пенсии - Вам также необходимо обращаться в Управление пенсионного фонда по месту Вашего жительства.

На практике довольно часто встречаются отказы Управления Пенсионного фонда в назначении страховой пенсии, и тогда назначения страховой пенсии возможно добиться только в судебном порядке.
Постановление Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав на трудовые пенсии» - раскрывает наиболее важные моменты судебных дел указанной категории.

Согласно действующему законодательству: пенсионные дела рассматриваются в порядке искового производства, государственная пошлина составляет 300 рублей, иск предъявляется по общему правилу - в районный суд по месту нахождения ответчика (Управления Пенсионного фонда, отказавшего в назначении пенсии).

Наиболее распространенные причины отказа пенсионного фонда в назначении страховой пенсии:
невозможность подтверждения специального стажа документально (утерян архив, организации более не существует, запись в трудовой книжке с исправлениями, зачеркиваниями) - в этом случае необходимо будет в судебном порядке подтверждать и доказывать, что Вы работали именно в указанной организации и именно в указанной должности. Именно поэтому рекомендуется брать соответствующие справки еще при осуществлении трудовой деятельности не включение Управлением Пенсионного фонда времени работы в специальный стаж гражданина по причине несоответствия должности или структурного подразделения (в которых работал гражданин)  Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Рассмотрим вопрос со страховой пенсией в с соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27
Федерального закона N 173-ФЗ (лечебная и иная деятельность по охране здоровья). Здесь необходимо обратить внимание, что пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27.

Федерального Закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений ,  засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Также необходимо обратить внимание, что, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, выполняя соответствующую работу, гражданин  ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего
на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.


 При подготовке к судебному  делу обратите внимание, что ранее действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей  работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", 22.09.1999 года было принято Постановление Правительства РФ № 1066 « Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

 
И приведу конкретный пример: гражданин обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии п по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях». В назначении пенсии указанному гражданину было отказано вследствие недостаточности специального трудового стажа. В трудовой стаж не был включен период: с 1993 г. по 2007 г. (13 лет) – фельдшер здравпункта медицинского вытрезвителя УВД ЮАО г. Москвы – здравпункт медицинского вытрезвителя не предусмотрен Списком. Указанный отказ был признан судом не законным в силу того, что указанный гражданин в период работы в указанной должности осуществлял именно лечебную и иную деятельность по охране здоровья людей, и это нашло свое подтверждение согласно Положению о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома городского, районного совета народных депутатов, утвержденного Приказом МВД СССР от 30.05.1985 г. № 106 – согласно которому -  к основным обязанностям фельдшера медицинского вытрезвителя относилось: выполнение обязанностей в соответствии с инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители; проверка состоянию здоровья у лиц, находящихся на вытрезвлении; в случае необходимости оказание своевременной медицинской помощи; выявление среди доставленных в медицинский вытрезвитель лиц с признаками венерических, заразных кожных и острых инфекционных заболеваний и принятие мер к направлению их в соответствующие лечебные учреждения и т.д. Также Положением о фельдшерском здравпункте медвытрезвителя установлено, что фельдшерский здравпункт медицинского вытрезвителя является его структурным подразделением и предназначен для медицинского обслуживания граждан, доставляемых на вытрезвление, и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством о здравоохранении, приказами, инструкциями и указаниями Министерства здравоохранения и т.д. Кроме того, в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения системы МВД РФ, утвержденной приказом МВД N 351 от 20 июля 1993 года и согласованной с Министерством здравоохранения РФ, Положением о медицинском вытрезвителе при ОВД, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции, т.е. ведомственным лечебно-профилактическим учреждением. Согласно ст. 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан" и приказа МВД РФ N 206 от 10 марта 1999 года, согласованного с Минздравом России, ведомственные лечебно-профилактические учреждения входят в общегосударственную систему здравоохранения. Также следует отметить, что согласно инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И  «о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (п. 2.10) работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматривалась как работа в здравпункте»

Если Вам необходима консультация по пенсионному вопросу, нужна юридическая помощь по составлению искового заявления в суд, представление интересов в суде, Вы можете связаться со мной по телефону: 8-925-001-18-72, или задать свой вопрос здесь