Государственная регистрация служебного транспортного средства – обязанность работника или работодателя?

Прежде всего, необходимо сказать о том, что действующее законодательство не содержит понятия служебного транспорта.  Как правило, служебный транспорт используется работниками для осуществления своих трудовых функций. К служебному транспорту могут относиться автомобили, автобусы, а также, железнодорожный и воздушный транспорт, принадлежащие предприятию и используемые для служебных целей. Поэтому, острым на сегодняшний день, остается вопрос, связанный с нарушением правил государственной регистрацией такого ТС.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 25.05.2016) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с ч.1 ст. 19.22 КоАП РФ нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Таким образом, собственник служебного ТС обязан в течение 10 суток зарегистрировать или изменить регистрационные данные ТС в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако, нерешенным остается вопрос: кто является собственником ТС и кто должен его регистрировать? Работник или работодатель?

П. 20 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 20.03.2017) "О порядке регистрации транспортных средств" разъясняет, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - индивидуальными предпринимателями, юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если на основании свидетельства о государственной регистрации ТС, собственником автомобиля является работодатель, то считаем, что в его обязанности и входят действия по государственной регистрации ТС.

Однако, на практике мы столкнулись с нелепой, на наш взгляд ситуацией: сотруднику Метрополитена вменено совершение административного правонарушения – управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб.    

Суды первой и вышестоящей инстанций установили, что сотрудник Метрополитена управлял транспортным средством, на поверхности которого была не законно нанесена цветографическая схема, похожая на цветографическую схему автомобиля скорой помощи. Автомобиль имел надпись «Аварийная служба Метрополитена».

Во время рассмотрения дела в суде первой инстанции, работодателем указанная цветографическая схема была зарегистрирована в органах ГИБДД.  Однако, согласно постановлению заместителя председателя Московского городского суда гражданин Г. привлечен к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством на один год за то, что цветографические схемы автомобиля, которым управлял гражданин Г. не были на момент выявления нарушения зарегистрированы в органах ГИБДД.  Из постановления заместителя председателя Московского городского суда следует, что гражданин Г. виновен не в том, что управлял транспортным средством, на поверхности которого незаконно были нанесены цветографические схемы, а в том, что указанные цветографические схемы не были своевременно зарегистрированы в органах  ГИБДД.

В настоящее время нами предъявлена жалоба в ВС РФ, в которой мы указываем, что работник не должен нести ответственности за то, что работодатель не зарегистрировал в установленном порядке нанесенные цфетографинские схемы на служебный автомобиль, особенно ответственность в виде лишения права управления транспортным средством.